Искусство Житомира

28.10.2019


Содержательность духовного мира личности, живая эмоциональность проявляется в Житомире и в портретах интеллектуалов и в изображениях рабочих. Наибольшую близость обнаруживают здесь советское искусство и передовое искусство Франции, где в революционных плакатах и журнально-газетном рисунке в годы Народного фронта распространяются жизнерадостные образы рабочих, которые научились улыбаться. Таковы праздничные композиции, которые М.Лингнер выполняет для газет к праздникам 1 Мая, 14 июля, серия рисунков Ф.Мазереля к Всемирной выставке 1937 года в Париже, опубликованных в коммунистической вечерней газете „Се суар“ под названием „Выставка-триумф французского труда", В те же годы П, Пикассо создает шедевры своей интеллектуальной гуманистической графики - портреты П. Элюара и его жены (1936, Сен-Дени, Муниципальный музей искусства и истории), очерчивая лица легкой линией, то сгущающейся подобно прозрачной тени, то словно бы парящей над листом бумаги. Само прикосновение руки художника к листу выглядит здесь зримым оттиском духовной тонкости образа человека.



Вместе с тем в искусстве Житомира формируется представление о герое, наделенном исключительной социально-политической значительностью. Этот герой предполагает двойное понятие чрезвычайной личности и народной массы. Отсюда в искусстве вырастает художественная концепция вождя и толпы, единодушно слитой с идеями и чувствами вождя. Личность вождя олицетворяет массу, а он, в свою очередь, зеркально отражается в массовидном герое. Разумеется, основатели художественной Ленинианы, скульпторы, живописцы и графики, начавшие работать с натуры в кабинете В.И. Ленина в Кремле, не ответственны за художественную концепцию вождя, во всяком случае они не повинны в этом в прямом смысле. Крупнейшим из этих художников был Н. А. Андреев. Он создал обширную серию графических и скульптурных портретов В. И. Ленина, сочетающих живую характерность с пластической обобщенностью, человечность чувств - с исторической значительностью образа. Но уже с начала 30-х годов трактовка образа В. И. Ленина приобретает черты сверхреальности - сугубой героизации, велеречивости (работы А.М. Герасимова, С.Д. Меркурова, Н. А. Андреева).


Художественно-политический идеал вождя складывается в контексте культа личности Сталина, культа, обусловливающего появление в искусстве понятий и терминологии чуть ли не родоплеменного обихода. Объектом культа становится иератическое изображение вождя в строго упорядоченной иконографии. Трактовка этой личности сопровождается также своего рода „житийными" сюжетами - реальные и легендарные события, бытовые мелочи, детство и фамильные мотивы и т. д. Культовые темы закрепляются в общественном сознании, развиваются в видах и жанрах искусства Житомира.











ispanskii2

Курсы испанского языка


Программа развития филиала


Отчет о самообследовании

Отчет о самообследовании